Важно знать
Часто мы слышим от клиентов (а иногда и от коллег) примерно следующее: «Ну, мы в этом процессе третье лицо, можно не особо напрягаться. Пусть истец и ответчик работают».
На самом деле, это очень опасное заблуждение.
Согласно процессуальному законодательству, третье лицо в гражданский или арбитражный процесс привлекается в том случае, если решение по делу может повлиять на права и обязанности этого лица.
Пример: к спору между подрядчиком и субподрядчиком по качеству и оплате работ привлекается основной заказчик.
Что будет, если основной заказчик «не будет напрягаться» в этом деле?
Допустим, спор выиграл субподрядчик и взыскал с подрядчика стоимость работ. Подрядчик пойдет с аналогичным иском уже к основному заказчику. И в этом новом процессе вопросы качества работ (даже если у основного заказчика есть возражения) рассматриваться не будут: все было решено и доказано в том, первом процессе.
Не важно, в каком качестве вы участвуете в процессе – отстаивать свои интересы необходимо всегда. Если вы третье лицо – определитесь, позиция какой стороны вам выгодна, и работайте вместе
Удачи!
Как правило, взаимные права и обязанности работника и работодателя не зависят от того, где этот сотрудник трудился ранее.
Исключение: бывший госслужащий.
Антикоррупционное законодательство закрепляет дополнительные обязанности работодателя при приеме на работу бывшего госслужащего или при заключении с ним гражданско-правового договора.
Новый работодатель в 10-дневный срок обязан уведомить гос. орган, в котором ранее трудился госслужащий, в случае если:
√ с бывшим госслужащим заключен трудовой договор (основное место работы, совместительство, срок и т.п. – значения не имеют, в любом случае);
√ с бывшим госслужащим заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 000 рублей в месяц.
Важно:
-
За несоблюдение требований по уведомлению на работодателя может быть наложен административный штраф от 100 до 500 тыс. рублей.
-
Все дополнительные обязанности действуют в течение 2 лет с момента увольнения с госслужбы.
Не секрет, что замечания к договорам сторона, не согласная с отдельными его пунктами, оформляет в виде протокола разногласий.
А что делать, если вы получили протокол разногласий и все равно не согласны?
Здесь 2 варианта:
Вариант 1: Если вы не согласны ни с одним из предложенных изменений – назначайте встречу и обсуждайте взаимоприемлемое решение. Непримиримые и концептуальные разногласия решаются только так.
Вариант 2: Если часть изменений вы принять готовы, а остальную часть хотите оставить в своей редакции (либо изложить в новой компромиссной редакции), готовим Протокол согласования разногласий.
Этот документ очень похож на Протокол разногласий, но содержит дополнительные столбцы:
«Согласованная редакция» - здесь вы пишете, в какой редакции принят пункт (редакция Покупателя, редакция Поставщика или иная)
«Комментарии» - Здесь вы указываете мотивы, почему не можете согласиться с редакцией контрагента либо обоснование ваших предложений по компромиссной редакции.
Закономерный вопрос: что делать, если и после протокола согласования разногласий не удалось до конца договориться?
Разумеется, можно составить "Протокол урегулирования согласования разногласий", или "Протокол согласования согласования урегулирования разногласий" - закон не запрещает. Но мы в таком случае рекомендуем вернуться за стол переговоров – так будет быстрее.
В последнее время наметилась тенденция: очень часто к нам обращаются участники ООО, которые поссорились между собой.
Начало истории всегда одно и то же : «Мы с моим другом начали бизнес, создали компанию с соотношением долей 50 на 50. Сначала все шло хорошо, а вот потом…»
В делах такой категории и юриста, и клиента подстерегает «ловушка»: корпоративная война – дело долгое и (как любая война) приводит к разорению территории, на которой она ведется (в данном случае, к ухудшению финансового состояния ООО, которое участники пытаются поделить между собой).
Поэтому до начала корпоративной войны необходимо оценить не только шансы на успешное окончание спора, но и убедиться в том, что мирно урегулировать корпоративный конфликт невозможно.
В противном случае спустя годы судебных разбирательств неизбежен вопрос: «А зачем я все это начал?».
В американских фильмах часто встречаются эпизоды, когда начальник говорит сотруднику: «Вы уволены!», после чего сотрудник идет и со слезами собирает свои вещи в коробку.
В России (уж не знаю, к сожалению или к счастью) все совершенно не так: трудовое законодательство нашей страны защищает, прежде всего, работника.
Поэтому, когда руководитель вызывает юриста и говорит, что он хочет уволить сотрудника, юрист готовится к длинной истории с непредсказуемым финалом:
- Определение оснований для увольнения (истек срок, не прошел испытание, прогулял и т.п.).
- Подготовка пакета документов.
- Увольнение.
И – подготовка к судебному спору по иску работника о восстановлении на работе.
Поэтому совет: перед тем, как уволить работника «по статье» (даже если он действительно виноват и хочется «наказать»), проведите переговоры относительно увольнения по собственному желанию.
Споры о восстановлении на работе – вещь не предсказуемая, так как тяжесть совершенного проступка суд оценивает «по внутреннему убеждению». И совершенно не факт, что внутреннее убеждение суда совпадет с вашим.
Как и обещали в предыдущих постах, рассказываем, как писать расписку. Разберем на примере самой ответственной расписки – в получении денежных средств.
Прежде всего, расписка составляется одним человеком (который получает деньги). Если документ составляется и подписывается и получающим, и передающим, то это уже не расписка, а акт.
Итак, начинаем:
- Слово «Расписка», под ним – дата и место составления;
- Я, фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации;
- Подтверждаю, что получил от (фамилия, имя, отчество, паспортные данные);
- Денежные средства в сумме (цифрами и прописью);
- Основание получения (по договору займа, в качестве оплаты по договору купли-продажи);
- Указанные средства обязуюсь вернуть в срок до (это только в случае, если расписка – единственный документ о передаче денег; если расписка – приложение к договору, то обязательства по возврату должны быть описаны там);
- Число, подпись.
Всё.
Расписка составляется в 1 экземпляре и передается тому, кто передал (деньги, документы и т. п.).
Внимание: нахождение расписки у получателя по гражданскому законодательству расценивается как исполнение им обязательств по возврату полученного. Не возвращайте расписку до полного осуществления расчетов!
Юридическая группа «НАРТЕКС» продолжает свою полезную рубрику для бизнеса! В новом видео наши опытные специалисты расскажут вам о том, как выбрать действительно квалифицированного юриста.
Как отличить грамотного юриста от недобросовестного и непрофессионального? На какие моменты стоит обратить внимание при его выборе?
Основанием для проведения прокурорской проверки является поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, прав и свобод человека и гражданина, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки.
Решение о проведении проверки принимает прокурор или его заместитель. Такое решение доводится до сведения руководителя организации не позднее дня ее начала, решение о расширении предмета проверки или о начале новой — не позднее дня принятия. В решении указываются цели, основания и предмет проверки.
Сроки проведения проверки определены п. 4 ст. 21 Закона о прокуратуре.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор наделяется следующими правами:
— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов (в т.ч. коммерческих организаций), иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах их нарушения;
— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представить необходимые документы и материалы или их копии, статистические и иные сведения; выделить специалистов для выяснения возникших вопросов;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Важно:
Непредоставление информации по требованию прокурора, в том числе вне рамок проводимой проверки, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
За любое вмешательство в деятельность прокурора с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному расследованию предусмотрена ответственность по ст. 294 УК РФ.
Прокурор не вправе требовать у органа (организации): информацию и документы (их копии), которые не соответствуют целям проводимой проверки; которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте организации.
Краткий алгоритм действий при проведении прокурорской проверки:
- Потребовать у прокурора предъявления служебного удостоверения прокурора. Переписать данные из удостоверения (ФИО, кем и когда выдано, какая прокуратура);
- Потребовать предъявления Решения о проведении прокурорской проверки. Получить копию данного документа.
При отказе прокурора в предоставлении копии, переписать основную информацию из данного Решения (кем принято решение, какой прокуратуре и какому должностному лицу поручено проведение проверки, цели, основания и предмет проверки).
- После получения вышеуказанных документов и сведений обеспечить прокурору, проводящему проверку, доступ в помещения, по его требованию.
- Предоставить по требованию прокурора необходимые документы в установленные законом сроки.
- Предоставить прокурору объяснения по его требованию (по результатам прокурор составит протокол). Перед подписанием протокола внимательно ознакомиться с его содержанием, при необходимости сделать выписки.
- При необходимости потребовать от прокуратуры, проводившей проверку, результаты проверки.
При проведении проверок сотрудники подразделений экономической безопасности руководствуются Законом РФ от 7.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 12.08.1995 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
В соответствии с вышеуказанными нормативными актами сотрудники полиции имеют право: запрашивать документы, получать объяснения от любых сотрудников и проводить оперативно-розыскные мероприятия (далее – ОРМ) в том числе ОРМ «обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».
Порядок проведения ОРМ «обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» предоставляет право сотрудникам полиции осматривать любые помещения организации и изымать предметы, документы, электронные носители информации по решению лица, проводящего указанное ОРМ. Данное ОРМ проводится на основании постановления, вынесенного руководителем подразделения полиции. Указанное ОРМ проводится в присутствии понятых и представителя организации. По окончании ОРМ составляется протокол, копия которого под роспись вручается представителю организации, участвовавшему в ОРМ.
Краткий алгоритм действий
- Потребовать предъявления служебных удостоверений от сотрудников полиции.
- Порядок проведения ОРМ предусматривает предъявление постановления лицу или представителю юридического лица для ознакомления, о чем последний ставит свою подпись в соответствующей графе или в конце постановления.
При отказе в предоставлении копии, переписать основную информацию.
- Перед началом проведения ОРМ сотрудники полиции обязаны разъяснить права и порядок проведения ОРМ.
- Проверить документы, удостоверяющие личность понятых, данные которых вносятся в протокол.
- После получения вышеуказанных документов и сведений обеспечить сотрудникам полиции, проводящим ОРМ, доступ в помещения, по их требованию.
- Предоставить по требованию сотрудников полиции необходимые документы.
- При изъятии сотрудниками полиции каких-либо предметов, документов, электронных носителей информации проверить, что все они внесены в протокол с указанием индивидуальных сведений, позволяющих их точно идентифицировать в дальнейшем.
Проверить, что изымаемые предметы, документы, электронные носители информации упакованы согласно описанной в протоколе упаковке, а также оклеены ярлыком обеспечения сохранности с подписями понятых и участвующих лиц способом, исключающим доступ к содержимому.
- При необходимости, с документов, которые нужны для ведения финансово-хозяйственной деятельности организации или налогового учета, по ходатайству лиц делаются копии. В случае отказа в протокол вносится заявление об отказе в предоставлении копий документов.
- Внимательно прочитать протокол, внести замечания.
- Сотрудник полиции после проведения ОРМ обязан под роспись вручить копию протокола лицу или представителю юридического лица, где проводилось ОРМ.
Сотрудник полиции может получить объяснения.
- Можно отказаться от дачи объяснений, воспользовавшись ст. 51 Конституции РФ.
- Можно пригласить адвоката для дачи объяснений или сообщить о желании давать объяснения только с участием адвоката и согласовать дату с сотрудником полиции.
- При получении объяснений сотрудник полиции составляет протокол в письменном виде, с которым знакомит лицо, дающее такое объяснение, под роспись. Также сотрудник полиции должен разъяснить права лицу, у которого он берет объяснения. Необходимо переписать при ознакомлении с протоколом основные моменты из протокола (при отказе предоставить копию).
Существует два вида налоговых проверок: камеральная налоговая проверка (по месту нахождения налогового органа) и выездная налоговая проверка (по месту нахождения налогоплательщика).
Срок выездной проверки — два месяца с даты вынесения решения. Его могут продлить до четырех — шести месяцев.
При выездной проверке у инспекторов самые широкие полномочия: истребовать документы у Вас; требовать документы и информацию у Ваших контрагентов или у третьих лиц в рамках встречных проверок, налогового мониторинга; допрашивать свидетелей, в том числе Ваших работников; осматривать Ваши помещения, территорию, предметы; проводить экспертизу.
Кроме того, в выездной проверке могут участвовать сотрудники полиции (п. 1 ст. 36 НК РФ).
При проведении налоговой проверки в случаях, предусмотренных НК РФ, сотрудники налогового органа могут провести выемку документов. Порядок проведения выемки изложен в ст. 94 НК РФ.
Перед выемкой инспектор должен предъявить соответствующее постановление и разъяснить права и обязанности, предложить выдать нужные документы. При отказе провести выемку принудительно.
Выемка проходит в Вашем присутствии с участием минимум двух понятых. Все изъятые документы и предметы инспекторы должны подробно описать в протоколе выемки.
Если изымают оригиналы документов, то инспекторы должны снять с них копии, заверить и передать Вам. Сделать это они должны сразу при изъятии, а если такой возможности нет, то в течение пяти рабочих дней после изъятия (п. 6 ст. 6.1, п. 8 ст. 94 НК РФ).
По окончании проведения выемки составляется протокол. Копию протокола Вам должны вручить под подпись или отправить почтой.
Налоговый орган может провести осмотр помещений, территорий, документов и предметов при проведении налоговой проверки:
Осмотреть помещения проверяющие вправе на основании постановления. Также проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения.
Налоговый орган вправе осматривать любые помещения и территории, которые Вы используете для извлечения дохода или которые связаны с содержанием объектов налогообложения, независимо от того, где они находятся (пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ).
В ходе осмотра ведется протокол. В конце осмотра все участники должны с ним ознакомиться. Каждый участник вправе делать замечания, которые должны внести в протокол или приложить к нему. Если замечания оформляются отдельно, то в протоколе должна быть отметка об их приобщении. После этого все участники подписывают протокол.
Краткий алгоритм действий
- Потребовать предъявления служебных удостоверений от сотрудников налогового органа.
- Потребовать предъявления Решения о назначении налоговой проверки. Сотрудники налогового органа должны предоставить его копию.
При отказе сотрудника налоговой в предоставлении копии вышеуказанного документа, переписать основную информацию из него.
- При проведении выемки документов: см. выше. (Дополнительно: ознакомиться с постановлением о проведении выемки. Попросить копию.
- При проведении осмотра помещений, территорий, документов и предметов при проведении налоговой проверки – см. выше. (Дополнительно: ознакомиться с постановлением о проведении осмотра. Попросить копию.
- Требовать от сотрудника налогового органа письменного требования о предоставлении необходимых документов с указанием срока на их предоставление.
По общему правилу, государственное и муниципальное имущество приобретается на торгах.
Из этого общего правила законодательством установлен ряд исключений.
Самый распространенный в практике способ приобретения государственного имущества без конкурса – приобретение недвижимости в порядке, установленном законом 159-ФЗ.
Закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в обиходе – Закон 159-ФЗ, устанавливает, что субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого ими государственного и муниципального имущества.
Разумеется, для использования такого права необходимо соблюсти ряд условий.
Но прежде, чем перейти к вопросу об условиях выкупа, разберемся с тем, какое имущество можно приобретать в порядке, предусмотренном законом № 159-ФЗ.
В пункте 2 статьи 1 Закона 159-ФЗ указаны случаи, когда к выкупу имущества Закон № 159-ФЗ не применяется. В этом случае выкуп осуществляется в общем порядке согласно законодательству о приватизации (через конкурсные процедуры).
Перечень пункта 2 статьи 1 Закона содержит 6 пунктов. Согласно данному пункту, в порядке закона 159-ФЗ нельзя выкупить:
- Арендуемое имущество, переданное организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Имущественные комплексы при приватизации ГУПов и МУПов;
- Имущество, которое принадлежит ГУПам и МУПам на праве оперативного управления;
- Имущество, ограниченное в обороте;
- Если на день подачи заявления о выкупе имущество уже выставлено на торги;
- Имущество не включено в перечень имущества, предназначенный для передачи во владение или пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, в порядке Закона № 159-ФЗ не подлежат выкупу земельные участки. Несмотря на то, что в Законе это прямо не указано, суды до сих пор руководствуются разъяснениями, данными в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последний абзац пункта 1).
Важный нюанс («исключение из исключения»): если на земельном участке находится арендованное здание, то в этом случае здание выкупается одновременно с земельным участком.
Данный вывод основывается на принципе единства судьбы здания и земельного участка (закреплен в пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, ст. 39.20 Земельного кодекса РФ).
Возражений у гос. органов по выкупу земельного участка одновременно со зданием обычно не возникает.