Налоговый орган теперь не в праве проверять помещения третьих лиц

Это следует из Определения Апелляционной коллегии Верховного суда от 27.08.2019 года № АПЛ19-333.
Все началось из-за письма Федеральной Налоговой службы от 16.10.2015 года № СД-4-3/18072, содержащего в себе пояснения по вопросам применения налога на добавленную стоимость. Однако, по большей части, внимание в нём уделялось сбору доказательств получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Седьмой абзац вышеуказанного письма содержал в себе информацию о том, что для получения наиболее полной доказательственной базы, направленной на установление факта всё того же получения необоснованной налоговой выгоды, налоговые органы проводят специальные мероприятия по проверке контрагентов и третьих лиц, связанных с налогоплательщиком, в отношении которого проводится проверка, основанные на определенных статьях Налогового Кодекса Российской Федерации. Речь идет о статьях 86, 90, 92, 93.1, 95, 96, 97.

Само по себе письмо не было официально опубликовано, так как являлось ответом на обращения налогоплательщика.

Теперь в Верховный суд обратился Индивидуальный предприниматель Зурначян Р.Ю., заявляя, что подобного рода пояснения обладают нормативными свойствами, что автоматически позволяет применять их неоднократно и на неопределенный круг лиц.
Кроме того, данный абзац не соответствует пункту 1 статьи 92 Налогового Кодекса Российской Федерации, которую разъясняет, в том числе.

В принципе, данный абзац, позволяет Налоговым органам, делать то, что они не должны, а именно осматривать территории, помещения организаций и лиц, в отношении которых проверка не производится.
По итогам рассмотрения данного вопроса в первой инстанции, абзац седьмой был признан недействующим, в том случае, когда происходит осмотр территорий, помещений контрагентов и третьих лиц-участников сделки, на которых проверяемый налогоплательщик не проводит деятельность по получению прибыли.

Однако, Федеральная Налоговая служба решила обжаловать данную позицию Верховного суда. В жалобе отмечалось, что данное Письмо не возлагает обязанность на проверяющих проводить подобные осмотры и не имеет никаких нормативных свойств, а также не пытается нарушить права налогоплательщика, его контрагента и третьих лиц-участников сделки.

Решение руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва, согласно которому было отказано в обжаловании Постановлении об осмотре территорий, занимаемых предпринимателем, уполномоченного представителя налогового органа, которое было основано как раз на уже рассмотренном Письме Федеральной налоговой службы, лишь подтверждало, что седьмым абзацем представители Налоговой службы пользуются и будут пользоваться, основываясь на нём, как на нормативном акте.
Апелляционная коллегия, в итоге, оставила предшествующее Решение без изменения. Таким образом, Верховный Суд РФ подтвердил, что проведение осмотра возможно только у проверяемого лица, но не у его контрагента в рамках встречной проверки.

Санкт-Петербургский офис Grata International имеет большую положительную практику разрешения налоговых споров, свяжитесь с нами в случае возникновения вопросов.

Другие новости

Меню