Адвокаты и юристы таможенной практики юридического объединения «Нартекс» обладают многолетним успешным опытом оказания качественной юридической помощи участникам ВЭД, таможенным представителям, лицам, перемещающим товары через таможенную границу, защищают интересы клиентов в спорах с таможенными органами, по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, по уголовным делам, возбуждаемым таможенными органами.
Практика правового сопровождения ВЭД и таможенного контроля.
ВЭД и деятельность в сфере таможенного дела может приносить существенные доходы, но может стать и источником серьезных проблем.
Таможенное законодательство составляет огромный и постоянно видоизменяющийся массив нормативно-правовых актов: международных актов Евразийского экономического союза, внутринациональных законодательных актов Российской Федерации, ведомственных приказов, инструкций ФТС России и иных федеральных органов исполнительной власти. Этому неизбежно сопутствуют противоречия и коллизии в нормах права. В зависимости от региона деятельности таможенного органа также различаются правоприменительная практика и толкование одних и тех правовых актов. В ряде случаев сложность правового регулирования усугубляется недостаточной компетентностью должностных лиц таможенных органов.
Ошибочное применение и толкование участником ВЭД и таможенным представителем положений законодательства может повлечь серьезные правовые и экономические последствия: отказ в выпуске товаров, доначисление таможенных, антидемпинговых платежей, переклассификация товаров, запрос документов, простой груза на терминале, срыв поставки, убытки, изъятие или конфискация товаров, штраф, возбуждение дела об административном правонарушении или уголовных дел.
Услуги таможенного представителя или специалиста по таможенным операциям, менеджера по ВЭД не заменяют необходимость качественного юридического сопровождения. Необходимы специалисты, понимающие все нюансы действующего таможенного законодательства, а также постоянный контроль его изменений.
Юридическое объединение «Нартекс» оказывает комплексное правовое сопровождение внешнеторговых поставок, прохождения таможенного оформления и таможенного контроля, минимизируя правовые и экономические риски.
Практика разрешения таможенных споров
Решения, действия, бездействие таможенных органов в рамках совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля влекут для участника ВЭД значительные непредвиденные расходы, которые выражаются в дополнительном начислении сумм таможенных платежей, назначении административных штрафов, простое груза, возникновении дополнительных транспортных, складских расходов (демередж), упущенной выгоды, что, в свою очередь, ведет к возникновению споров.
Запрос дополнительных документов или проведение фактического таможенного контроля всегда приводит к затягиванию сроков выпуска и увеличение расходов на хранение товаров.
Отказ в выпуске товаров влечет списание таможенных сборов и простой груза.
На сегодняшний день возникновение спорных моментов в таможенной сфере — это уже неизбежное явление.
Однако, далеко не всегда требования и действия должностных лиц таможенных органов законны и обоснованны.
Можно выделить ряд весомых причин, способствующих возникновению таможенных споров, часто встречающихся в таможенной и судебной практике:
— быстро разрастающаяся и меняющаяся нормативно-правовая база, ее сложность и неоднозначность в толковании;
— недостаточное знание таможенного законодательства должностными лицами таможенного органа или участниками ВЭД;
— неправильное толкование нормативно-правовых актов;
— наличие пробелов, коллизий;
— стремление должностных лиц таможенных органов к достижению ведомственных показателей результативности деятельности (например, доначисление таможенных платежей). Об этом факторе свидетельствует большое количество признанных незаконными решений о корректировке таможенной стоимости и о классификации товаров.
— внедрение новых технологий совершения таможенных операций и таможенного контроля, которое должно способствовать улучшению качества таможенного администрирования, но оно также порождает и спорные моменты между участниками ВЭД и таможенными органами.
Урегулирование конфликтных ситуаций, которые возникают в процессе правовых отношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, решаются двумя путями:
— в судебном порядке;
— досудебным методом, путем подачи жалоб участниками ВЭД в вышестоящий таможенный орган на решения, действия (бездействие) со стороны нижестоящих должностных лиц региональных таможенных управлений или таможенных постов.
На практике значительная часть от общего количества решений, принятых в области таможенного дела, отменяются в процессе проведения ведомственного контроля.
Также многие свои незаконные решения таможенные органы отменяют в случае участника ВЭД в суд.
В случае признания в судебном порядке определенного решения, действия, бездействия таможенного органа либо постановления по делу об административном правонарушении незаконным, заявитель получает возможность обратиться в суд с иском о взыскании понесенных убытков (например, расходов за сверхнормативное хранение, простой, порчу груза и упущенную выгоду) либо взыскание процентов за излишне уплаченные таможенные платежи.
Специалисты нашей таможенной практики знают специфику работы таможенных органов изнутри и имеют обширный опыт успешного обжалования следующих видов решений, действий (бездействия) таможенных органов:
1) Решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары:
— о таможенной стоимости товаров и методе определения таможенной стоимости;
— в части предоставления тарифной льготы или преференции;
2) Решений о классификации товаров;
3) Отказа (бездействия) во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары (в сведения о таможенной стоимости товаров, о классификационном коде товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, восстановлении преференциального режима или предоставлении тарифной льготы);
4) Решений либо действий таможенного органа об отказе в выпуске товаров.
5) Действий по проведению форм фактического таможенного контроля (таможенного досмотра), оперативно-розыскных мероприятий таможенных органов (ОРМ);
6) Бездействия таможенного органа, выражающегося в непринятии каких-либо решений либо несовершении действий в установленные сроки (непроведение таможенного досмотра либо не выпуск товара).
При участии специалистов юридического объединения «Нартекс» были отменены (изменены) в порядке ведомственного контроля решения о классификации товара и решения о корректировке таможенной стоимости товаров.
Некоторые примеры арбитражных дел, успешно завершенных с участием наших специалистов:
А56-18297/2019, А40-325418/2019, А56-18288/2019, А56-111326/2019, А56-32668/2020, А56-33766/2020, А56-20445/2020, А56-43295/2020, А56-43293/2020, А56-2257/2020, А56-58789/2020, А56-58799/2020, А56-20442/2020, А40-146583/2020, А56-76157/2020, А56-99120/2020, А56-99125/2020, А56-111958/2020, А32-40622/2020, А40-9682/2021, А56-105236/2020, А56-59523/2020, А56-28709/2021.
Команда юридического объединения «Нартекс» готова оказать квалифицированную юридическую помощь по обжалованию решений, постановлений, действий (бездействия) таможенного органа и взысканию причиненных убытков.