По общему правилу, государственное и муниципальное имущество приобретается на торгах.
Из этого общего правила законодательством установлен ряд исключений.
Самый распространенный в практике способ приобретения государственного имущества без конкурса – приобретение недвижимости в порядке, установленном законом 159-ФЗ.
Закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в обиходе – Закон 159-ФЗ, устанавливает, что субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого ими государственного и муниципального имущества.
Разумеется, для использования такого права необходимо соблюсти ряд условий.
Но прежде, чем перейти к вопросу об условиях выкупа, разберемся с тем, какое имущество можно приобретать в порядке, предусмотренном законом № 159-ФЗ.
В пункте 2 статьи 1 Закона 159-ФЗ указаны случаи, когда к выкупу имущества Закон № 159-ФЗ не применяется. В этом случае выкуп осуществляется в общем порядке согласно законодательству о приватизации (через конкурсные процедуры).
Перечень пункта 2 статьи 1 Закона содержит 6 пунктов. Согласно данному пункту, в порядке закона 159-ФЗ нельзя выкупить:
- Арендуемое имущество, переданное организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Имущественные комплексы при приватизации ГУПов и МУПов;
- Имущество, которое принадлежит ГУПам и МУПам на праве оперативного управления;
- Имущество, ограниченное в обороте;
- Если на день подачи заявления о выкупе имущество уже выставлено на торги;
- Имущество не включено в перечень имущества, предназначенный для передачи во владение или пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, в порядке Закона № 159-ФЗ не подлежат выкупу земельные участки. Несмотря на то, что в Законе это прямо не указано, суды до сих пор руководствуются разъяснениями, данными в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последний абзац пункта 1).
Важный нюанс («исключение из исключения»): если на земельном участке находится арендованное здание, то в этом случае здание выкупается одновременно с земельным участком.
Данный вывод основывается на принципе единства судьбы здания и земельного участка (закреплен в пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, ст. 39.20 Земельного кодекса РФ).
Возражений у гос. органов по выкупу земельного участка одновременно со зданием обычно не возникает.